Первый в мире беспилотный грузовик Tesla запустят в продажу через каких-то три года, буквально пару дней назад завершилось создание консорциума для контроля за полетами дронов, а значит пора задуматься и о тех, кто будет управлять беспилотной, летающей и новомодной логистикой. Заглянуть в будущее решили эксперты проекта WorldSkills Russia (LogisticSkills), обучающей программы, которая предполагает ежегодные логистические соревнования для повышения отраслевых навыков. Руководство крупнейших логистических компаний и грузовладельцы устали сетовать на устаревшие обучающие программы в университетах и ждут гениальных логистов-практиков. Они надеются, что помогут в этом отраслевые чемпионаты.
Чего не хватает выпускникам транспортных вузов, чтобы покорить сердце логистического топ-менеджера? Каких навыков ждет рынок от логиста будущего? И помогут ли их обрести отраслевые соревнования? «Логирус» выяснял у топ-менеджеров грузовладельцев и тех, кто возглавил чемпионский поход за транспортными знаниями.
Попрощайтесь с пыльными книжками: Первое, что нам говорят на любой работе – забудьте, чему Вас учили в университете. А если этот университет транспортный, и забывать-то нечего. Устаревшая образовательная программа охватывает не все блоки транспортной и складской логистики, уверен руководитель департамента логистики «Ростелеком» Александр Машков.
По его мнению, у студентов нет комплексного представления об управлении цепями поставок, так как знаний в некоторых направлениях не хватает. В университете, например, могут пропустить блоки из финансовой области или из сферы управления контрагентами. «Де-факто, высшие учебные заведения выпускают логистов, но официально такой специализации в университетах нет до сих пор. Еще четыре года назад в Высшей школе экономики официально "выпускали" логистов, но потом почему-то убрали эту специальность», ? сетует эксперт. Также Александр уверен, что образовательные программы в вузах устарели c точки зрения IT-решений и цифровой экономики. Ну и конечно, никуда не делась проблема отсутствия практических бизнес-навыков. «Например, управление цепями поставок телекоммуникационного оборудования, которым занимается "Ростелеком", в ближайшем будущем, должно двигаться в сторону наиболее эффективной организации материальных потоков», ? поясняет Александр Машков. Эксперт проводит аналогию с логистикой ретейла, в которой очень высокие показатели по оборачиваемости. В то время как в «телекоме» эти показатели исчисляются месяцами. «Денежный поток, который теряем и вкладываем в запас у нас намного больше. Развитие тормозят условия контрагентов. Если ретейлер позвонил и завтра ему привезли все необходимое, то, в нашем случае, приходится ждать 90 дней». Именно поэтому руководитель департамента логистики «Ростелеком» называет главной задачей специалистов в логистике на ближайшие 10 лет – научиться эффективнее управлять цепями поставок между контрагентами, ресурсами компании и клиентами. Для того, чтобы оценить навыки действующих логистов компании и понять, чего ждать от новых сотрудников, Александр и его команда подписались на авантюру в виде логистического чемпионата. Участвовать в WorldSkills Russia уже согласились представители региональных филиалов компании и специалисты по управлению закупками. В качестве дополнительного бонуса, логисты из «Ростелекома» рассчитывают обучиться и развить недостающие навыки
Требования к специалистам по управлению цепочками поставок:
На старт, внимание, кейс!
«Ростелеком» ? не единственный лидер рынка, которому пришлась по душе идея логистического чемпионата, к коллегам из телекоммуникационной отрасли присоединился также МТС. А транспортная компания FKKGroup и вовсе замахнулась не только на соревнования, но и на разработку требований и навыков для идеального логиста на Экспертом совете LogisticSkills. «Когда мы только начали формировать навыки, первое, что услышали от коллег: "Так это не один специалист, а целых пять". Лично я, например, вижу, что не у всех специалистов нашей компании хватит компетенций, чтобы выйти в лидеры этого соревнования»,? отмечает директор департамента логистики «Ростелеком» Александр Машков. Конкурсные задания WorldSkills созданы на основе требований, навыков и компетенции по трем направлениям логистики: управление цепями поставок, управление транспортом и управление складской логистикой. В чемпионате могут принять участие как текущие специалисты, так и студенты старших курсов. Каждый участник должен решить логистическую бизнес-задачу, которая и проверит наличие у него компетенций «идеального специалиста». Главное отличие от обучающих программ в вузах – четкая «заточка» под бизнес и прикладное применение знаний. «Мы не спрашиваем, знают ли специалисты транспортное законодательство. Нам интересны только практические нюансы», ? уточняет член организационного комитета LogisticSkills Анастасия Ищенко. Также программа может «зеленым логистам» и матерым профессионалам понять, какой навык недостаточно проработан и куда двигаться дальше. Анастасия Ищенко склонна рассматривать преимущества соревнований более глобально. Она отмечает, что чемпионат поможет понять логистическим компаниям и грузовладельцам, как грамотно выстраивать обучение своих сотрудников.
«Многие компании тратят немаленькие суммы на обучение своих сотрудников. Например, у компании Major, которая признана кузницей логистических кадров, даже есть собственный университет практической логистики. Они опасаются брать специалистов с открытого рынка», ? поясняет Анастасия. Еще одна особенность проекта – спорная. Задания WorldSkills для начинающего логиста и текущего специалиста ничем не отличаются, ровным счетом, как и список навыков, которые от них требуются. Директор по маркетингу WorldSkills Russia Елена Бурякова убеждена, что нет существенной разницы, кто будет выполнять задания, это не зависит ни от пола, ни от возраста. Логистические соревнования она сравнила с чемпионатом сварщиков от WorldSkills Russia, в котором победила девушка. По ее мнению, уровень квалификации действующего сотрудника логистической компании может быть гораздо ниже знаний и умений выпускника вуза, который приходит на чемпионат «с чистого листа».
Требования к специалистам по управлению транспортом:
Требования к специалистам по управлению складом:
Итак, эксперты сошлись во мнении, что действующим специалистам отрасли больше всего не хватает комплексного подхода к управлению транспортными потоками, организации цепей поставок или обеспечению складской логистики. Пробелы чаще всего появляются в практических бизнес-навыках и, как правило, происходит это с университетской скамьи. К сожалению, книжки не учат управлять большегрузами. Также на страницах учебников не научиться работать с новыми IT-технологиями и использовать инструменты цифровой экономики. Пока проблема «книжной логистики» остается подвешенной в воздухе, и сможет ли спустить ее на землю отраслевой бизнес-чемпионат, большой вопрос.
Информация с сайта: Логистика в России